?

Log in

No account? Create an account

Мессидор: станет ли месяц жатвы месяцем Месси?

Jun. 12th, 2014 | 04:06 pm

Я вижу три знака, по которым этот Чемпионат Мира должен стать чемпионатом Месси.
Во-первых, сроки проведения чемпионата почто точно совпадают с мессидором, 10-м месяцем (19/20 июня — 18/19 июля) французского республиканского календаря (фр. messidor, от лат. messis — жатва и греч. δῶρον — дар).
Во-вторых, номер месяца совпадает с номером капитана сборной Аргентины.
В-третьих, одеяние прекрасной девы – аллегории месяца мессидора – окрашено, как видите, в небесно-голубые цвета La Albiceleste. Как бело-голубые флаги Аргентины Я закрываю глаза...

Пришло время жатвы, Лео. Если не сейчас, то когда. Пусть страна серебра станет золотой. Даешь Messi D’Or!

Link | Leave a comment {1} | | Flag

Портрет отца, сына и нечистого духа

Apr. 23rd, 2014 | 05:50 pm



29 января 1913 года душевнобольной старообрядец Абрам Балашов с криком «Довольно крови» трижды ударил ножом лик царя на картине Репина, вписав свое имя в пестрый имени Герострата ряд преступлений, совершенных под впечатлением от произведения искусства. Говоря об этом инциденте, неизменно напирают на безумие вандала, оставляя в тени его староверское происхождение. Меж тем эта сторона биографии (если не сказать агиографии) Балашова способна пролить свет на обстоятельства дела и в самом прямом смысле открыть второе дно этой странной истории. А второе дно – золотое дно для уважающего себя артодокса.

Сын успешного мебельного фабриканта Абрам Абрамович Балашов воспитывался в ортодоксальной старообрядческой семье. При этом он был не просто раскольником, но иконописцем и даже содержал свою картинную мастерскую. Этот факт – отправная точка для нашего исследования, поскольку именно в среде староверов-иконописцев родилось понятие «адописной иконы» – отправной гипотезы нашего рассуждения. Адописная икона - это обычная с виду икона, верхний слой которой, однако, скрывает «под левкасом али окладом» изображение черта или дьявола. Молящийся такому спасу по незнанию поклоняется сатане, чем обращает силу молитвы в обратную сторону, выходит, что такому бедолаге во истину «спасу нет». Одно из первых упоминаний адописной иконы встречается в житии Василия Блаженного – между прочим современника Ивана Грозного. Известен случай, когда будущий святой бросил камнем в образ Богородицы, что на Варварских воротах. Толпа, почитавшая иконку за чудотворную, готова была покарать вандала, пока кто-то не обратил внимания, куда указывает рука юродивого. Верхний холст иконы лопнул, обнажив под собой другой – с изображением черта. Так Блаженный вывел на чистую воду преступное святотатство. Умел он видеть «черное» не только под холстами. Сам Грозный побаивался Василия, чьи советы были для Ивана немногим, к чему он прислушивался, даром, что имя Блаженного по-гречески как раз и означает «царственный». Увещевания Василия позволили избежать многих тяжких преступлений, но не отмыли, конечно, всех грехов грозного царя. Неудивительно, что Иван Васильевич является «иконой стиля» для сатанистов и черных магов, известна реальная «черная икона», почитаемая чернокнижниками, под названием «Иван Грозный – игумен земли русской». Однако, при всей неоднозначности образа и в среде старообрядцев к Ивану Грозному сохранено в целом уважительное отношение. Староверы традиционно отмечают идейную чуждость Грозного будущим реформам Никона, а также его тяготение к «московскому» (в противовес «константинопольскому») полюсу православия. Как иллюстрация к такому почтению в той же Третьяковской галерее есть замечательная икона "Благословенно воинство царя небесного (Церковь воинствующая)". Полагают, что всадник со стягом, скачущий за Архангелом Михаилом и впереди строя мучеников и святых князей - Иван Грозный собственной персоной.

Это так сказать – штрихи к портрету Царя, но нас, как сказано выше, интересует то, что за портретом. С учетом сказанного в пору поставить вопрос: был ли мишенью Балашова сам Иван, или же лик царя, подобно образу Варварской богородицы, лишь встал на пути ножа, нацеленного на «нечистую» подноготную картины? В романе «Артист», действие которого начинается в конце XIX столетия как раз в среде старообрядцев, версия об «адописности» репинского полотна изложена так: «У нас в общине говорят, что одна такая икона в самом центре Москвы висит, у Третьякова в галерее. «Иван Грозный» называется. Ежели с той картины грунт ковырнуть – у царя роги видны станут. О, как. Крови на полотне жуть сколько, ужель из Ивана все? Али испод сочится? То-то». Если допустить наличие второго дна не только у истории, но и непосредственно у картины, акт Балашова предстанет совсем в ином свете. Поступок старообрядца перестает быть истерикой душевнобольного (такие случаи воздействия репинской картины действительно бывали, но все больше с малокровными институтками), а приобретает черты духовного подвига, наподобие совершенного Василием Блаженным. Воспитанный в ортодоксальной семье, работник картинной лавки Балашов конечно слышал об адописных иконах. Известно, что Балашов не единожды бывал в галерее, а в день преступления, прежде чем подойти к картине Репина, задержался в зале Сурикова, где какое-то время шептался с «Боярыней Морозовой» – замученной пытками раскольницы. Дабы прочувствовать вину, за которую Феодосия, как и сотни других мучеников веры, приняла пытки, попробуйте написать в Ворде "Исус". Попробуйте, попробуйте! Иноземный редактор ничтоже сумняшеся заменит его на "Иисус", в крайнем случае – предложит "Искус". А ведь такой "искус" в XVII веке мог обернуться смертной казнью или членовредительством по крайней мере. Одним из ключевых моментов реформы Никона была "книжная справа": патриарх Вордом прошелся по текстам Писания, были высочайше утверждены "параметры автозамены". Iсус стало писаться как Iисус и только так. А раскольниками вроде Морозовой оказались те, кто не хотел писать по-новому. Одна из первых жертв никонианства, Морозова была незыблемым духовным авторитетом для староверов. Возможно, что два ее «молниеносных», по описанию Аввакума, перста стали путеводный маяком для Балашова, а три когтистых пореза на холсте репинской картины – троеперстием укора всем гонителям истинной веры. Крикнув «Довольно крови», Балашов прибавил тише: «Долой кровь», невольно комментируя свое макбетово желание смыть кровавые разводы с чела царя. Были ли основания у Балашова считать картину репина «адописной»? Были. По крайней мере по тому эффекту, который оказывала картина на своих «поклонников». За три десятка лет с момента создания живописный образ царя, действительно, успел обрасти слоем наговоров и мистификаций. Часть их, вполне реальная, упомянута в том же «Артисте»: «Сам Илья Ефимыч, пока писал, от полотна отворачивался, потому как пугался, в чулан прятал, а все ж таки возвращался – знать, манил его дьявол. А как повесили картину в музее – она и там орудовать начала. Хрусталев, хранитель галереи, под поезд бросился. Террористы туда как на погост потянулись: встанут, голову закинут и клятву шепчут - бороться с монархией до последней капли крови. Вот какая сила в иконе!». Добавить к этому можно краткий рассказ о судьбе писателя Всеволода Гаршина, с которого Репин писал убиенного царевича. Вскоре после написания картины он оказался в больнице для душевнобольных, где спустя 3 года, в возрасте 33 лет покончил с собой, бросившись в лестничный проем.

Обратим взор на сцену, которая собственно изображена на картине. Обиходное название «Иван Грозный убивает своего сына» не верно не только номинально, но и грамматически: на картине Иван Иванович уже убит. Действие совершено: ударом железного костыля в висок, как говорят учебники, царевич убит отцом в припадке гнева. Существуют несколько версий, из-за чего Иван Грозный убил сына., но все они пытаются объяснить причину ссоры, но не причину убийства. Какой бы ни была причина и каким бы грозным ни был царь, но жезлом? В висок? Безропотного ребенка? В его мироточащих горем глазах читается вопрос: «Что же я наделал?!» (Ровно тот же вопрос бормотал на допросе Абрам Балашов). Одержимость Грозного в момент ссоры, а главное его прозрение сразу после необратимого действия заставляют думать, что сам Иван находился под действием, подобным тому, которые оказывают обычно адописные иконы. Повлиять на царя могли многие, тем более что в ближайшем его окружении был не только блаженные. Духовником Ивана Васильевича был Сильвестр – тот самый, предполагаемый автор «Домостроя». В своем труде Сильвестр между прочим пишет: «Наказывай сына своего в юности его, и упокоит тебя в старости твоей, и придаст красоты душе твоей. И не жалей, младенца бия: если жезлом накажешь его, не умрет, но здоровее будет, ибо ты, казня его тело, душу его избавляешь от смерти». Вот этим жезлом, как говорит герой «Артиста» «Иван царевичу головушку и протыкнул. А как протыкнул, как наговоры Сильвестровы разлетелись, опомнился, загоревал царь Иванушка. А, как отгоревал, Грозным заделался, вся история иначе пошла. Вот как Сильвестр Русь во Смуту вогнал». Иноческим именем Сильвестра, к слову, было Спиридон-Солнцеворот.

Что скрывал репинский холст, достоверно неизвестно. Балашову не удалось довершить начатое: подоспевший охранник обезоружил нарушителя, дав нанести лишь три продольных разреза. Они, к слову, были столь глубоки, что прошили картину насквозь, проткнув – будто нарочно – и заднюю стенку. Для реставрации был спешно вызван из Финляндии сам Илья Ефимович, и вскоре, при содействии тогдашнего попечителя галереи Игоря Грабаря полотно было восстановлено. Лик Грозного снова представил пред очи тысяч «поклонников», надежно храня тайну картины от посторонних глаз. Шел 1913-й, последний, если верить Ахматовой, год XIX столетия, не знавший мировых войн, кризисов и катаклизмов.

Link | Leave a comment {4} | | Flag

Суперобложка Игр: 10 героев Олимпиады с приставкой супер.

Feb. 24th, 2014 | 12:24 pm

Олимпиада имеет свойство возводить события в превосходную степень: будь то герой или антигерой это герой с приставкой супер. Представляю вам свой рейтинг героев Сочи. Начнем с задней обложки. Скажу откровенно: за 2 дня до окончания Олимпиады я сверстал свой рейтинг, в котором были 5 героев и 5 антигероев. Но сейчас, на фоне нашего фееричного спурта, говорить о негативном не хочется. Да и не было по большому счету на этой олимпиаде антигероев. Хоккеисты не герои, Плющенко не анти… не записывать же в антигерои бедолагу Пихлера. Однако в качестве фидбека и дабы вынести урок на будущее – пробежимся по негативу коротким блицем.

3. Хоккей: пшик, блеск, красота.
Главным позором для наших хоккеистов пусть будет то, что даже в списке разочарований они заняли последнее место. Как говорится, чтобы не разочаровываться, не надо очаровываться. Да, как ни прискорбно, большой горечи бесславный вылет нашей сборной не вызвал – поражение от Финляндии не было даже обидным. Игра наших не очаровывала изначально. За весь турнир мы не показали ни одной нашей игры и даже ни одного отрезка. Всю дорогу это было вымученное бряцание орденами былых побед, парадоксально скрещенное с бестолковой щенячьей суматохой. Я видел, каким лидером является Селяне, и не видел хотя бы одного лидера в наших рядах. Особенно понимаешь, что наши играли в какую-то другую игру, глядя на то, как рубились США и Канада. И это я говорю о финале женских команд. Про мужские полуфиналы даже не заикаюсь.

2. Плющенко: правила съема.
- Слышали, Плющенко снялся 2 раза одновременно?
- Это как?
- С соревнований и в реалити-шоу.

В течение всего турнира не покидало ощущение, что все олимпийское фигурное катание лишь приложение к шоу Первого канала, эдакое "Лед и пламень: олимпийский концерт". И роль Плющенко, которая была в этом шоу главной, показала: продюсировать и режиссировать мы научились, но как же все это далеко от спорта. Особенно это стало заметно на фоне эпических побед в биатлонной эстафете, лыжном марафоне и бобслее. Можно по-разному оценивать вклад Евгения в наше катание, но все то, что сейчас, после съемки, говорит Плющенко - это за гранью. Очень интересно слышать не отрепетированные монологи, а то, что проговаривается, когда не все идет по сценарию. Прости, Женя, ты не мой герой.

1. Лыжные дисциплины: дельфин на лыжах.
До предпоследнего дня соревнований не покидала мысль: самая снежная страна в мире не умеет стоять на лыжах. Мы завоевывали золото коньками, полозьями, сноубордами, а в лыжах только падали, мучились и проваливались даже там, где должны были рвать и метать. Лейтмотивом всех лыжных дисциплин неотлучно звучала песня Чижа: «Я помню кто-то из наших упал: Домой».
Касательно горных дисциплин и трамплина в пору задать один вопрос: а были ли они вообще? На этот раз в эту когорту можно записать еще и керлинг, ну да бог с ними. Биатлон и лыжные гонки – 2 самых популярных и металлоёмких вида, по которым наш болельщик привык оценивать выступление всей сборной и впечатление от которых задает тон всей Олимпиады. К 23 февраля нашим мужчинам удались два подвига, о которых скажу отдельно, но маленькая победоносная война не должна сгладить остроту предреволюционных ситуаций в СБР и ФЛГР. Федерации уже успели, прикрывшись победами «на флажке», отрапортовать об удовлетворительном выступлении. Но нет, товарищи, наше выступление не было удовлетворительным: тренерские штабы расписались в неспособности подвести спортсменов к важнейшему старту и разыграть преимущество своей площадки; федерации расписались в неспособности управлять немалым ресурсом, находящимся в их распоряжении, и удержать "утекающие мозги", охотно "осваиваемые" нашими соперниками. В действительности, если оценивать всю программу в целом, уместен вопрос о профессиональной дисквалификации руководства и тренерского состава обеих помянутых организаций.

А теперь – о героях со знаком плюс, которых, как и положено супергероям, будем оценивать по их супергеройским качествам.

7. Открытие/ Закрытие Игр: вкус и величие.
Вообще церемонии я не жалую, но нашу смотрел, и не один раз. Она захватила с первой же Азбуки и не отпускала до самого салюта. Девочка Любовь, сны о России, парад эпох, ожившие писатели и поэтессы… Все это было сделано с завидным сочетанием стиля, таланта и ощущения значимости. Так что даже лотошницы в кокошниках, несущие флаги на церемонии открытия, казались тонко срежиссированным идеей не поражать и без того пораженный мир сексапильностью русских красавиц (которыми таки обернулись лотошницы на Закрытии), но дополнить образ русской красоты статью и хлебосольством. Да, Олимпиада – это большой Пиар, но в данном случае этот пиар достойный и уместный. Фальшивая нота прозвучала лишь однажды, когда видеоряд был нарушен фильмом-вставкой, где дежурные актеры «из обоймы» исполнили исторический комикс в духе «Все у нас получится». (Забавно, что наутро, в повторе Первого канала, открытие произвело еще большее впечатление. Не знаю, как они это делают, но я плакал не менее пяти раз. Подмешивают лук в 25-й кадр, не иначе). А лучшим эпизодом церемонии стала намеренная заминка с нераскрывшейся «американской» снежинкой. Эта просыпающаяся способность к самоиронии, кажется, свидетельствует об отмирании бездушного сверхдержавного задора и нарождении Фэн-шуя с человеческим лицом. За обе церемонии однозначно 6.0 6.0.
Единственный момент, до определенного времени омрачавший впечатлений от церемонии открытия, было то, что собственно эта церемония открывала. Вплоть до экватора Игр выступления наших спортсменов заставляли с горечью признать: за $50 млрд. мы отгрохали великолепный пьедестал для чужих спортсменов и что из наших лучше всех подготовились к Олимпиаде Путин, Эрнст и Ургант. К счастью, по старинной традиции наши все же запрягли и вторую половину Олимпиады проехали как надо.

6. Липницкая: хладнокровие и вращение.
Командные выступления фигуристов были первым нашим медальным успехом, а выступление Юли запомнилось больше других. Первое, что поразило в ней – истинное олимпийское спокойствие. При всей элегантности ее прокат хочется сравнить с металлопрокатом, а ее стан – с пильгерстаном, выдающим драгоценный металл на-гора. Но Юля, конечно, хоть и родом с Урала, не суровая Снежная Королева со льдом вместо сердца. Ее сердечки, нарисованные пальчиком по льду, больше напомнили Кая, выкладывающего из льдинок слово «Вечность». За две недели самых жарких Игр в истории льдинка оттаяла и в финале женской программы мы увидели другую Юлю – чувствующую и переживающую. Да, это стоило ей медали, должно стать неоценимым опытом. Говорят, у нее совершенно неповторимый замах, лично меня поразило ее вращение. Так стройно и стремительно не вращается никто. А как после этого головокружительного вращения она встает как скала. Вот такой он – уральский Rock’n Roll.

5. Заварзина: верность и патриотизм.
Про Алену скажу кратко: она могла уехать за границу, но вместо этого не только выиграла медали для России, но и перевезла к нам из-за бугра мужа-добытчика. Есть женщины в русских селеньях!

4. Зубков: разгон и каллиграфия.
Я болею за бобслей давно, но впервые осознал, что такое мастерство рулевого, когда раз за разом наблюдал за безупречными траекториями, которыми расписывался на сочинской трассы каллиграф Зубков. Вообще по заездам наших бобслеистов-саночников-скелетонистов показали, как надо готовиться к своей олимпиаде и как использовать преимущества своей трассы. Это было столь эффектно, что даже мой пес Бобик попросил называть себя Боб. Зубков сделал дважды то, что мы не делали за всю олимпийскую историю: ни у СССР, ни у России не было золота в бобслее. Зубков сотоварищи показали, что Россия может побеждать в Формуле один, пусть и в ее зимнем варианте.

3. Шипулин: задор и скорость.
Антон мог стать олимпиоником уже в первой гонке, но тогда промах в последнем выстреле выкинул его за пределы тройки. С этим промахом Антон прожил всю Олимпиаду, с первой до последней гонки, но смог вытащить этот груз. Когда он закрывал последнюю из своих десяти мишеней в эстафете, показалось, что он сам поражен своей выносливостью. Фуф, - выдохнул Шипулин, и побежал ковать золото, оставив за спиной не сдюжившего Свендсена. Можно, наверное, попереживать за Бьорндалена, еще одного супергероя, который на этот раз остался без медали, но мы лучше порадуемся за Антона и всю нашу мужскую команду. Тем более что Бьорндален, похоже, мыслями уже в Корее.

2. Легков: воля и натиск.
Самое легкое в спортивной карьере Легкова – его фамилия. Тогда как в действительности его карьера – это пахота, и его путь в лыжах – борона. Мы помним все его падения, и тотальное невезение, которое, казалось, намертво прилепилось к его натруженной спине. Но Александр наглядно показал, что чемпион – не тот, кто не падает, но тот кто встает. 23 февраля в полном соответствии со своим именем Александр и его партнеры показали, что являются настоящими защитниками Отечества. Их пьедестал - это форпост, с которого всем нашим богатырям не зазорно, подняв руку к челу, окинуть взором перспективу: где-то там Пхёнчхан? На этой птице тройке нам всем бы сейчас понестись, да хоккеистов на прицеп взять.

1. Ан: гений и лидерство.
Часто приходится слышать мнение: мы должны выходить и побеждать за явным преимуществом. Чтобы, мол, ни судьи, ни не могли помешать нашей победе. Это залихвацкое заблуждение простительно болельщику, тем более взращённому на пьедестальных победах советских гимнастов, конькобежцев и хоккеистов. Однако надо понимать, что мы живем в эру глобализации, когда за золото игр реально бьются более трех десятков дружин, а две и более золотых сочинских медалей имеют 16 сборных. (В легендарном для нас Инсбруке, для сравнения, таких стран было всего 7). При этом с тех пор все наши конкуренты развивались и прибавляли, а мы деградировали и теряли: как количественно (территориально), так и качественно. Сегодня победы решают нюансы, и чтобы склонить их в свою сторону, необходимы слаженные и кропотливые усилия спортсменов, тренеров, сервисеров, врачей, технологов, федераций…
Виктор Ан показывает, что и в наше время можно побеждать за счет гения, когда против тебя не только соперники, но и жеребьевка, «Неудачная» дорожка, «нечистый» старт, не говоря о травмах. Если вы не видели победный забег Виктора на 500 метров, обязательно пересмотрите. Лучше с комментарием Ольги Богословской с ее вопросом: «Как он это делает?» и ее же ответом: «Этот парень – гений». Не припомню, когда другой наш спортсмен вызывал желание назвать его именно так – не трудяга, не везунчик, не красавчик, а именно гений. Ана не может поколебать заминка на старте, завал на трассе, он принимает решения в одно мгновение и все его решения оказываются единственно верными. Он делает то, что не делает кроме него никто, а его коронка – обгон по внутреннему радиусу и вход в вираже – за пределами физики. Ан – это Месси на льду. И даже больше. Если вы видели финал эстафеты, то видели: Ан делает для сборной больше Лионеля. Да что там, Ан сделал саму нашу сборную. Ан показал, что такое настоящий олимпиец. Надеюсь, он подтянет не только наш шорт-трек, но и всю сборную. Так и произошло: именно с двух золотых медалей имени Ана, заработанных в течение часа вечером в пятницу, начался наш победный финиш, позволивший обойти как реальных соперников так и виртуальные исторические рекорды. Спасибо, Виктор! Русский флаг тебе в руки.

Link | Leave a comment | | Flag

Well, come

Dec. 31st, 2013 | 11:59 pm

Я не хочу быть вторым Паоло Коэльо. Я хочу быть первым Паоло Коэльо.Привет, я Павел Ершов, а Вы у меня в гостях...
Ой, Вы заметили? Ну вот только что? Всего одна фраза, а вы превратились в читателя. Я, стало быть, писатель. На том и сойдемся. Здесь можно и нужно почитать.

Специально обученные рубрики (ищите теги):
Архистратиг - всякие серьезные штуки.
10 фактов о - о!
Проавила мага - практическая магия.
FAQ по жизни - риторические ответы.
VS - прикладная диалектика.
Сякая сячина - все, что не вошло.

Кроме того, я веду блоги Артиста иОлдскульщика.
Все материалы сугубо эксклюзивны, ссылок на чужой креатив тут не практикуют. И помните: Я не хочу быть вторым Паоло Коэльо. Я хочу быть первым Паоло Коэльо.

Link | Leave a comment {9} | | Flag

Баба-Яга, или Ленин в 1917 году

Dec. 30th, 2013 | 06:23 pm


«В картине В.М.Васнецов изобразил самое страшное воплощение Бабы Яги – похитительницы и пожирательницы маленьких детей. Это старая и безобразная ведьма с седыми растрепанными волосами, крючковатым носом, костлявыми руками с торчащей костяной ногой…». Так рекомендуют начинать рассказ об этой картине педагоги. Это прочтение, разумеется, имеет право на существование, но мы, как водится, были бы не мы, если бы не предложили свой взгляд на «бабу Ягу». А он, этот взгляд, проявляется, стоит лишь посмотреть на дату написания полотна. Детям об этом не рассказывают, но я вам, разумеется, по секрету, расскажу. Этот портрет кисти Васнецова появился в 1917-м.

Тут стоит сделать паузу, ибо дата это, став точкой перегиба нашей истории, и для этой картиной является точкой опоры, переворачивающей все ее восприятие и в конечном итоге смысл. Чей портрет чаще всего изображался в этом году в нашей стране? Кого изобразил на своем портрете Васнецов? Если вглядеться в этот портрет мужчины в женском платье, приходит на ум образ Керенского, но это, конечно, Ленин. Идеолог революции, вобравший в себя все составляющие бунта бессмысленного и беспощадного русского бунта: мозолистые руки рабочих, лапчатые ноги крестьян, мускулистые плечи матросов, развевающийся кумач Октября и указующая десница вождя революции. Так мог бы выглядеть вождь революции, выйди он из-под пера (скальпеля) доктора Франкенштейна. Таким вышел из-под пера Васнецштейна самый человечный человек. Эмоциональный центр картины – цветовой сгусток красного и белого, как аллегория гражданской войны. Прихвативши под мышку белых, обув крестьян, страна руками рабочих и матросов уносится куда-то влево, куда указывают глаза и десница Ленина. Тут нет однозначного обличения, но есть осознание языческой силы, которой одной под силу вырвать ступу страны из трясины, оставив за спиной груды костей, и повести… куда? Позади зарева пожаров, внизу болото, но и впереди – дебри. Даже мудрой сове ответ на этот вопрос неведом. Она оторопело переглядывается с нами, зрителями, в немом вопросе: куда несешься ты, птица-тройка?

В «Анти-Дюринге» Энгельс писал: «Тот, кто строит системы, должен заполнять бесчисленное множество пробелов собственными измышлениями, т. е. иррационально фантазировать, быть идеологом». Стратегия отличается от Идеологии тем, что помимо вопроса «Кто виноват?» отвечает на вопрос «Что делать?». Наша страна богата на революционеров: от Нечаева до Навального все они говорят о том, как выйти из точки А (Так жить нельзя), выдающиеся из них помогают осуществить этот выход, лучшие заставляют забыть А, как страшный сон. К несчастью этим сном становится весь исход из точки А, ибо пламенный революционер умеет жечь – ломать, но не строить. Не было такого революционера, который не просто назвал точку Б («светлое будущее»), но и нанес бы ее на карту и помог прийти к ней.

Не был стратегом и Ленин. И у него тоже не было ответа, куда мчится тройка-Русь. Иного состояния кроме перманентной мировой революции он и не мыслил. Он говорил о профессионалах, его архитектура революции предполагала архиреволюционеров, антикризисных менеджеров. Но чтобы у руля оставались архиреволюционеры, должна случится архиреволюция, чтобы были востребованы антикризисные менеджеры должен продолжаться вечный кризис. Все верно, именно так следует понимать словосочетание «история России». А под успешным властителем стоит понимать успешного архикризисного менеджера. Таких у нас было немало. Парадокс в том, что каждый из них порождал иной кризис взамен старого. Ведь единственный способ качественного развития в стране вечного кризиса - переход к новому кризису.

Да, у Ленина были планы развития, но это были планы развития революции. За февральским переворотом должен был последовать второй и при необходимости третий, а после – мировая революция вплоть до полной победы пролетариата. Осознанно или нет, но он создал философию, по которой будет создано новое советское государство, - философию разрушения. Главный рабочий план революции, статья «Что делать?» имеет мало общего с созиданием и еще меньше с Марксом. Это чисто ленинская идея, о которой у Маркса нет ни строчки. Но это и Нечаевская идея: проникнуть во все слои, оцепить изнутри, под строжайшей конспирацией, пропитать собою среду и в означенный час выпереть на поверхность, утвердив за собой захват территории. Это идея грибницы, плесени. Беда не в том, что идея захвата была ядовита и неплодотворна. Беда в том, что такая система может развиваться лишь количественно, размножаться - как грибы и юристы - спорами, сея вокруг себя ядовитое семя. Это стратегия самопорождения, стратегия низшего царства, последнего эшелона. Ей можно последовать, но ее нельзя развить, сделать заставить работать на человека, который, как известно, принадлежит совсем другому царству. В этом смысле Ленин – именно гриб. Вот хотя бы тот красноголовый мухомор, что весьма кстати «посадил» под елью Васнецов. Ну а стране в очередной раз выбираться из передряги придется самой. Скоро сказка сказывается, да нескоро дело делается. Поживем – увидим.

Link | Leave a comment {4} | | Flag

Светлое VS Темное

Nov. 29th, 2013 | 01:33 pm



Лет с десяток тому назад, в пору увлечения «Дозорами», я составил своеобразную таблицу светлых и темных (в лукьяненковском смысле) элементов, подобрав пары схожих понятий, единственное отличие между которыми знак – соответственно, света или тьмы.
Вот как выглядела та таблица:

«...Если смотреть более глобально, то на ум приходят любопытные пары, каждая из которых может описать различие между, соответственно, Светом и Тьмой:
Бог – Дьявол
Ангелы – Бесы (почти по определению)
Панк – Гранж
Собаки – Кошки
Флэшмоберы – Пикаперы
Виндсерферы - Диггеры
Одесса – Прага
Москва – Питер (это провокация!)
Вини-Пух – Карлсон
Том – Джерри (да-да!)
Чай – Кофе
Фанта - Кока-кола
Эльфы - Орки
Подтяжки – Ремень (это уже очень тонко)
14 февраля – 31 октября
Бархат – Атлас (закономерно, что по моим наблюдениям кожа у девушек бывает этих 2-х типов)
Голубоглазые блондинки – Кареглазые брюнетки (это уже даже не провокация!)
Россия – Америка (Ура, товарищи!)»

Так я понял тогда идею Светлых и Темных, так я – в новом свете – увидел привычные вещи. Надо сказать, природа Света и Тьма отлична от привычного с детства сказочного противостояния Добра и Зла, она сложнее и глубже (пара «Том – Джерри» тому яркое подтверждение). Можно сказать, что это «Добро и Зло для взрослых» – со скидкой на опыт и понимание, что ни Добра ни Зла в мире нет, а в каждом из нас плещется гремучая смесь из того, другого, а порой и совсем уж неведомого третьего. Разобраться, где там Добро, а где Зло, не представляется возможным, ибо вещи это относительные и существуют лишь на фоне друг друга. Так что единственное, что мы можем выбирать в этом грешном мире – это вступить в сделку с самим собой и, уподобившись витязю на распутье, принять сторону Добро или Зла, придать своей жизни знак Плюс или Минус, встать на путь, соответственно Света или Тьмы. Такое взрослое решение детской дилеммы. Или наоборот.

Я собственно к чему. Та моя таблица сейчас местами выглядит довольно наивно, в особенности истеричные выкрики, наспех упакованные в скобки, но на поверку она оказалась довольно живучей и зрелой. Во всяком случае за истекшие 10 лет у меня не было повода усомниться в правильности того разделения: я и сейчас считаю так же. Но самое чудесное подтверждение тому моему взгляду обнаружилось буквально на днях, и не где-нибудь, а в классике серебряного века, будучи изреченным из уст человека, в жизненной мудрости которого вряд ли возможно усомниться…
Анны Ахматовой. Сия волшебная женщина любила повторять, чему свидетельством воспоминания коллег и биографов, как можно определять людей: «Мандельштам – кошка – кофе» или «Пастернака – собака – чай». Бинго! Как видите, две пары из трех совпали с моей системой. А если вспомнить пару Петербург – Москва, которую порой добавляла к этой триаде Ахматова, то даже три из четырех! Скажу больше, если бы тогда, в двадцать с небольшим, я разбирался в поэзии хотя бы на нынешнем скромном уровне, я без сомнения включил бы Пастернака в ряды Светлых, а Мандельштама в список Темных. Таково мое восприятие этих великих людей: один космический и вещающий, другой земной и нашептывающий. И оба одинаково ходящие под надземной (а иногда подземной) с кавказским акцентом приговаривающей Инквизицией. Хотите верьте, хотите нет.

P. S. Данный текст одобрен к распространению, как способствующий делу Света.
Tags:

Link | Leave a comment {3} | | Flag

Что читать. Ноябрь 2013

Nov. 22nd, 2013 | 01:36 pm


Вместо предисловия я хочу сказать два благодарственных слова о Нике Хорнби. Ник – истовый лондонский семьянин: болеет за «Арсенал», слушает рок-концерты в пабах, имеет 3-4 детей, из которых один аутист, а в свободное от перечисленных тайм-киллеров (как он сам цинично их называет) время пишет книги и о книгах. Можете найти его колонки в интернете, но лучше читайте мои заметки, так как я ммм…позаимствовал у Ника не только идею рубрики, но и ее сдержанно-развязный тон (Кстати, что это?).
Идея проста. Раз в месяц Ник пишет о купленных и прочитанных (что не одно и то же) книгах. Я решил добавить к двум этим перечням еще один – от себя. Не знаю, как вы, а я читаю книги россыпью, по дюжине одновременно. Конечно, бывает, что книга увлечет меня с головой и я прочитаю ее залпом, позабыв о других, но случается такое крайне редко. Как правило, у меня есть книга для метро, для отхода ко сну, для дачи, толстая, высокохудожественная, для кресла с торшером и даже для туалета. Некоторые книги, таким образом, я могу читать месяцами. Потому в третьей колонке я буду упоминать «читанные» за месяц книги. То есть те, которые когда-то были «купленные» и когда-то (я верю) обретут свою приставку Про и будут «прочитанные».
Тон еще проще. Будучи литературным критиком и даже публикуя заметки в литературном журнале (под романтичным названием «Беливер») Ник позволяет себе говорить, что он думает и как он думает. У меня уз в виде какого-нибудь «Беливера» вовсе нет, потому формат моих записей тоже будет вольным, не похожим ни на школьные сочинения, ни на рецензии критиков. А может и будет, кто знает. Короче, поехали.

Read more...Collapse )

Link | Leave a comment | | Flag

Яблоко раздора

Jul. 10th, 2013 | 03:41 pm

Ньютон

- Если я решу сказать: яблоко падает с ветки лишь потому, что ему захотелось, никакие законы Ньютона не смогут помешать мне это сделать. Это просто другой взгляд, понимаешь?
- Хорошо, допустим. Но почему всем яблокам – и грушам, кстати, тоже - всегда хочется сделать одно и то же? Почему все они падают на землю, а не взлетают ввысь?
- Я тебе отвечу. Они все выросли из Земли.
- И конечно хотят вернуться туда, откуда пришли?
- Именно. Это же очень просто.
- Подожди. Но ведь все в этом мире выросло из земли...
- Почему же, а шарики?
- Какие шарики?
- Воздушные шарики. Они наполнены воздухом. Шарики пришли оттуда.
Он указал наверх.
- Ты хочешь сказать, что они взмывают ввысь?
- Да. Именно это я хочу сказать.

Link | Leave a comment | | Flag

Евангелие от Дурака, или о братьях наших меньших

Jun. 4th, 2013 | 05:11 pm

Старший умный был детина, Средний сын и так и сяк, Младший вовсе был дурак
П. Ершов (другой)

Младший ребенок подобен последнему в очереди за хлебом, число человек в которой заведомо превышает количество этого хлеба. Он лишен каких-либо гарантий и приучен всего добиваться сам. Именно такие люди придумывают лозунги "и последние станут первыми", ибо порой в этом обращении их единственный шанс. Ничто так не отупляет, как нечаянное «заказное» наследство. Напротив, вся история этого мира вершилась обделенными младшими сыновьями. Не верите? Загибайте пальцы. Крестовые походы стали попыткой чем-то занять безземельных рыцарей – миноров. Набеги викингов – не что иное как сублимация обиды и досады обделенных отпрысков конунгов. (Само понятие viking, в полном соответствии с грамматикой present continuous, означало процесс, а именно – вынужденное переселение безземельных скандинавских бондов в поисках уголков оскорбленному сердцу). Позднее секундоны, вынужденные покинуть родную Испанию в поисках иных земель, вписали себя в историю под прозванием конкистадоров. Легендой о Гаммельнском крысолове мы опять же обязаны им - младшие братья переселялись из Германии в опустошенную монголами Трансильванию. Наименее пассионарным из миноров мировой истории был, по-видимому, Иоанн Безземельный, которого по правде следовало бы назвать Безвольным, хотя документ, который он подписал под напором рыцарей, и носит название Великой (!) хартии вольностей (!!). Прозвищем ему, к слову, было Мягкий меч (гусары, молчать). Движемся дальше. Гранд-Тур. В эти вояжи, ставшие к 18 веку заменой крестовых походов, отправлялись, как правило, младшие дети дворян. В поисках впечатлений, произведений искусства и сексуальных приключений вдали от родительского ока молодые чайлд-гарольды куролесили галопом по европам. Напоследок пример из новейшей истории: совсем недавно младший брат одного казненного революционера еще раз перекроил уже новейшую историю, выкрасив красной краской добрую часть Земли. Но речь не о нем, а о другом русском народном герое.

Самое время поговорить о главном миноре русского фольклора. Вы же замечали, что сказки всех народов мира сложены именно о младших братьях? Историю, к примеру, упомянутых конкистадоров повторяет (а, может, предсказывает) русская «Сказка о трех царствах». В ней царь отправляет старших сыновей за женами (читай: делит между ними наследство), оставляя младшего при себе иждивенцем. Уговорами и, как без этого, магическими артефактами младший вклинивается в этот дедовский способ распределения благ и обходит братцев: женится на Золотой невесте (в сказке это означает - наследует основное состояние, предназначавшееся старшему; для миноров это означало открытие Эльдорадо). Старшим остаются, соответственно, Серебряная (остатки наследства) и Медная (милостыня с братского плеча) невесты. Вот так миноры вскакивают на пьедестал Маслоу, переписывая историю на себя. Мораль: старшие сыновья – заложники предопределенности, они закостенелы... нет, закастенелы в стратах общества: старшему положена боярская дочь, среднему купеческая... И лишь младшие Иваны (Джоны, Жаны, Яны – нужное подчеркнуть) бредут по свету куда глаза глядят, чтобы познать вселенную и обрести все блага мира.

К слову сказать, прозвание Иван-дурак отнюдь не носило негативных характеристик - дураком называли, как вы уже понимаете, младшего сына в семье. Чтобы прочувствовать заминательную этимологию этого нетривиального термина задам такой вопрос: знаете ли вы, как игроки в бильярд называют незапланированный, случайно залетевший в лузу шар? Тоже дурак! (Интересно также проследить этимологию другого «дурака». Монополия на изготовление игральных карт в царской России принадлежала воспитательным домам, домам для подкидышей. Не здесь ли стоит искать этимологию дурака «подкидного»?) Вырисовывается вполне откровенная картина: немолодая пара, имеющая взрослых сыновей, теряет бдительность, слабеющую еще из-за того, что родителями движет смутное желание дочери. В результате наступает незапланированная, в отличие от предыдущих, беременность и на свет появляется сынок «от дурака». Понятно, что старшие третируют - Иван-третий! - младшенького. Характер он наследует соответствующий: легкомысленный, стихийный, с приматом чувств, а не разума. Именно эти качества впоследствии делают Ивана непобедимым, удачливым и дико успешным, вплоть до морганатических браков. Эразм из Роттердама, не младший, но незаконнорожденный, написал целый гимн этому таланту русского дурака: восхваляя глупость, Эразм возвеличил природность и всепобеждающие хитросплетения пустого ума.

Русский народ говорит: мужик умен, да мир дурак. В этой поговорке суть мировосприятия: вселенная - совсем как женщины - говорит на языке чувств и интуиции, на языке магии. Именно поэтому Иван успешен в тех испытаниях, в которых терпят крах его премудрые братья. Говори на языке природы, и вся вселенная станет помогать тебе. Язык Ивана - язык мага. Он часто косноязычен, говорит загадками и прибаутками, порой абракадаброй - тем, чем занимается Жрец в момент посвящения героя. Эти заклинания - сивка-бурка, вещая каурка - первый уровень магии, когда слово могущественнее дела. Впрочем, есть и второй. Природа, как известно, не терпит пустоты, в первую голову, она стремится насытить своими щедротами наиболее обездоленных. Вот и сыпятся на Дурака волшебные артефакты и магические способности. Обделенный материальными благами, он сполна осчастливлен благами алхимическими, которые в конечном итоге означают вполне земное богатство вроде принцессы и полцарства в придачу. Таким образом, анархия благополучно торжествует в русском фольклоре, побеждая порядок даже более исправно, чем добро - зло. Главное поживать в гармонии со вселенной, а добро наживется.

А что если поверить эту гармонию алгеброй? Извольте. В реальной жизни мы руководствуемся приоритетами натурального ряда: первое (дело) для нас имеет приоритет над пятым, десятым, надцатым и тем более над последним. Но все меняется в сказке, где само время течет вспять. Давным-давно... и вот уже натуральный ряд меняет ориентацию, как при переходе через ноль. В эпической реальности именно последний становится лучшим как в наибольшей степени соответствующий моменту. Сказка, эпос - место, где время все расставляет на свои места. И последние станут первыми. Не зря эта формула столь почитаема революционерами всех времен, а что есть революция, как не ре-эволюция, не эпический поворот реки времени вспять. В смысле времени любая сказка - революция. Но это эволюция наоборот, яицюловер, это революция не-делания, ибо в обратной хронологии нов тот, кто пребывает в потоке времени, прочие - вон! В эпическом временном строе пассионарен тот, кто пассивен, в этом смысле Обломов - главный революционер русского эпоса, в глазах вечности он серфингист, оседлавший волну историю, в то время как Штольц подобен щенку, тщетно пытающемуся догнать собственный хвост, или Ахиллесу, преследующему черепаху Обломова.
17 - первое число натурального ряда, которое не встречается в текстах русских сказок (в то время как, скажем, 18 - осьмнадцать - фигурирует сравнительно регулярно). Итальянцы не любят это число, ассоциируя с VIXI ("я жил", традиционная надпись на могиле), которое можно разложить на римские 6 и 11, дающие как раз 17. Для русской сказки 17 связано с восьмеркой (сумма цифр), то есть перевернутой бесконечностью. Это число способно перевернуть время, то есть является атрибутом сугубо бытийной, не сказочной формы жития. Стоит ли удивляться, что великая русская революция (сказочная мечта, обернувшаяся былью) случилась именно в 17-м? Что и требовалось доказать..
Вот и сказочке конец, а кто слушал - отстал от жизни и рискует быть обойденным на вираже.

Link | Leave a comment | | Flag

Василиса Премудрая VS Василиса Прекрасная, или почему утро вечера мудренее

Mar. 5th, 2013 | 12:14 pm

Утро вечера мудренее?Ведь мы, мужчины, желаем целой женщины. Почему мы говорим «целомудрие»? Потому что для души своей ищем целости и органичности. Мы же с тобой рассудочные по натуре, хотим приданным взять целокупную гармонию. И те, кто как я, бегут анализа, в семье только и могут обрести спасительный животворящий синтез.
«Артист»

Кто первым догадался связать женскую невинность с ее же мудростью теперь уже и не упомнить. Однако факт этой неочевидной связи признают, кажется, и сами женщины. Кто как не они, осознав расставание с невинностью, умываются слезами, причитая: дура я грешная! Зададимся вопросом: может ли набитой дурой называться девочка? Действительно ли истинно мудрой может быть исключительно невинная, целомудренная женщина? Проще говоря, кто мудрее: дева или дама? Давайте разбираться.

Вспомним, за кем признавалась мудрость в истории: Афина, царица Савская, святые София и Урсула, княгиня Ольга, Василиса премудрая... Лишь половина из них - невинны. В древнем Риме, было дело, весталка Квинта Клавдия, дабы отвести подозрение в утрате девственности, доказала свое жреческую целомудрость - взялась за трос и сдвинула с места старый вросший в ил корабль. Оставим дог поры фрейдистскую символику данного испытания. Отметим в качестве сравнения, что лицо Елены Прекрасной в свое время привело в движение 1000 кораблей, а Елена, на минуточку, была женой могучего Менелая! Кто после этого мудрость древних греков поставит ниже мудрости древних же римлян? Или другая пара полярных примеров: единственно деве по силам было приручить гордого единорога, с другой стороны распутные амазонки как никто умели приручить совсем не мифического жеребца. Орлеанская дева Жанна слышала голоса, ее вело божественное провидение; а Ипполита, познавшая тьмы мужчин, вела свои длинноволосые войска, руководствуясь своим собственным видением стратега и вождя. Похоже, античность не даст нам ответа.

Можно попробовать поискать истину в фольклоре, но и тут та же амбивалентная картина. Даль уходит от ответа, уподобляя целомудрие, то есть девственную частоту и непорочность, целоумию – здравости ума и благоразумию. Василиса Премудрая, она же царевна-лягушка, в полном соответствии с древним пониманием мудрости, обладает талантом оборотня. Напротив, ее тезке Василисе Прекрасной из одноименной сказки справиться с каверзами Яги помогает, по ее же словам, «матушкино благословение». Так же Золушке или Дюймовочке (совсем как девственному Ивану-Дураку) довольно простоты и близости к Природе. В этом смысле поговорку «утро вечера мудренее» можно воспринимать в эдиповом ключе, как аналог загадки Сфинкс: юность мудрее зрелости. Похоже, женщине для мудрости необходимо обладание некой супер-силой, зато деве довольно быть собой: невинность сама – залог мудрости.

Сверхъестественные способности целомудренной девы в лучшем виде живописаны в слэшере - жанре фильма ужасов, в которых маньяк преследует подростков, вроде «Пятницы, 13» или «Убийства на улице Вязов». Если присмотреться к тинейджерам, главным героям этих фильмов, которых частенько обвиняют в пропаганде наркотиков, насилия, порнографии и чуть ли не женоненавистничества, то можно увидеть обратную картину: от лезвия маньяка страдают наиболее развратные юнцы. Напротив, победить маньяка удается наиболее целомудренной девушке: серьезной, не употребляющей, девственницей. Первым эту деталь подчеркнул Карпентер в «Хеллоуине», наиболее явно выпятил Крейвен в «Крике». Эта всепобеждающая сила девы стала чуть ли не антиманьячной панацеей, так что породила специальный термин – final girl. Это у могикан и маклаудов в живых остается альфа-самец. В слэшерах выживает девственница. Первой эту силу девы почувствовала еще Агата Кристи - в «10 негритятах» последней остается девица Вера. (Королева детектива вообще хорошо разбиралась в девах: так ее мисс Синий чулок Марпл является самой мудрой женщиной мировой литературы). Final girl носит анрогинный характер: субтильное детские телосложение, прическа под мальчика, нейтральное - вроде Тедди или Билли – имя. Интересно, что ее оппонент ярко выраженного маскулинного типа вооружен холодным оружием, носящим фаллическую символику: огромный нож, секатор, пятерня лезвий или проникающая пила. Это грозное оружие заменяет маньяку его дисфункциональное мужское естество. Неслучайно, импотенция главного антигероя часто прямо оговаривается, как например в «Психо» Хичкока. Впрочем, мы отвлеклись.

Подытожим. Житейская мудрость и мудрость природная – суть две стороны одной медали. Целомудрие – способность осознавать целостность мира, это мудрость врожденная: непорочная дева мудра от Природы, от рождения; она сильна передним умом, наитием, наивом. С утратой этого Дара, принесенного в жертву Мужчине, Мудрость может быть восполнена житейским умом, воспитанным через опыт или же, для скорости, посредством магических артефактов. Умудренная женщина утеряла целостность, но взамен обрела опыт – сына трудных ошибок; она мудра умом задним, имеет собственное суждение, свой житейский ум. И какой ум сильнее – судить не берусь. Ответить на вопрос, кто угоднее Богу: Ева до грехопадения или же Ева, умудренная опытом, могут разве что седовласые книжники. По мне, пусть будет ничья.

Link | Leave a comment | | Flag